Avro 504

(Великобритания)

Avro 504 - двухместный биплан, истребитель, бомбардировщик, учебный самолёт. Корпус деревянный. 

Avro 504 - самый массовый самолёт Первой мировой войны. Avro 504 производился с 1913 по 1932 год. Компания Avro и ещё 18 компаний выпустили около 8500 экземпляров Avro 504 различных модификаций. Отличительные черты Avro 504 - единственная лыжа между шасси для предотвращения капотирования, хвостовое оперение в форме вопросительного знака.

Avro 504 создан на базе Avro 500. Avro 504 свой первый полёт совершил в июле 1913 г. в Брукленде. В сентябре 1913 г. 504 принял участие во 2-ом авиационном Дерби в Хендоне, где занял четвёртое место со скоростью 107 км/ч. Летом 1913 г. британские RFC заключили контракт на поставку 12 самолётов. Небольшое количество экземпляров закупили и RNAS. После начала Первой мировой Avro 504 были отправлены во Францию.  

Основным вариантом во время войны стала версия Avro 504J, а самым массовым Avro 504K. Avro 504K был универсальным самолётом на который можно было устанавливать любой двигатель. 

RNAS сформировал специальную группу из 4 Avro 504 для бомбардировки базы Цеппелинов в Фридрихсхафене. 21 ноября 1914г. Avro 504 совершили первый налёт на Фридрихсхафен, один из самолётов был потерян. 

504J или 504К. 7-ая учебная эскадрилья Австралии 

Зимой 1917-1918 г. было принято решение использовать 504J и 504K в ПВО Англии. Avro 504 заменили B.E.2c, которые обладали плохой скороподъёмностью и низким потолком, и поэтому не могли соперничать с германскими бомбардировщиками (Gotha, Zeppelin). Эти самолёты были переделаны в одноместный вариант. На место наблюдателя установили дополнительный топливный бак, что позволяло увеличить продолжительность патрулирования. Над верхним крылом был установлен пулемёт Lewis на платформе Фостера ( Foster). Двигатель Gnome мощностью 100 л.с. или Le Rhоne мощностью 110 л.с. 

Таким образом было переоборудовано 274 самолёта Avro 504J и Avro 504K. Из них в 1918 г. было сформировано 8 эскадрилий ПВО Англии. 226 этих самолётов применялись во время Второй мировой. 

Во время Первой мировой было произведено около 8000 экземпляров Avro 504. После окончания войны их начали продавать гражданским службам. Более 300 Avro 504 использовалось для гражданских целей в Великобритании. Во время войны компания A.V. Roe произвела 3696 самолетов Avro 504.

В 1925 г. компания Avro испытала два прототипа Avro 504N с двигателями Bristol Lucifer и Armstrong-Siddeley Lynx. В производство пошел вариант с двигателем Lynx. Он заменил в RAF Avro 504K. С 1925 по 1932 было построено 592 экземпляра. Ими было укомплектовано 5 учебных школ RAF. Avro  504N экспортировался в Бельгию, Бразилию, Чили, Грецию, Данию, Таиланд, Южную Африку. По лицензии производился в Дании, Бельгии, Канаде и Японии. 

Avro  504N в 1933 году был заменён в RAF самолётом Avro Tutor. 

504Е

Avro  504 применялся в странах: Аргентина, Австралия (AFC, RAAF), Бельгия, Бразилия, Великобритания, Гватемала, Греция, Дания, Индия, Ирландия, Испания, Канада ( RCAF), Китай, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия ( NZPAF), Норвегия, Перу, Польша, Португалия, Россия,  СССР, Сиам,  США, Уругвай, Чили, Швеция, Швейцария, Финляндия, Эстония, Южная Африка (SAAF), Япония.

Avro 504 производили компании:

A. V. Roe and Co Ltd (Avro), (UK)
Australian Aircraft and Engineering Co Ltd, (Австралия)
Brush Electrical Engineering Co Ltd (UK)
Canadian Aeroplanes Ltd, 
Eastbourne Aviation Co Ltd, (UK)
Fabrica Militar de Aviones, (Аргентина)
Grahame-White Aviation Co Ltd, (Лондон)
Harland and Wolff Ltd, (Белфаст)
Henderson Scottish Aviation Factory, (Абердин)
Hewlett and Blondeau Ltd, (UK)
Humber Motor Co Ltd, Coventry Morgan and Co, Leighton Buzzard, Beds.
Nakalima Hikoki Seisaku Sho, (Токио)
Parnall and Sons, (Бристоль)
Frederick Sage and Co Ltd, (С-Петербург и Лондон)
S. E. Saunders Ltd, (UK)
Societe Anonyme Belge de Constructions Aeronautiques Haren,(Брюссель)
Sunbeam Motor Car Co Ltd, (UK) 
Yokosuka Naval Arsenal, (Япония)

Avro  504 первым бомбардировал Германию, был первым сбит вражеской зенитной обороной. Avro  504 был первым самолётом Билли Бишопа

Производились варианты:

Название Двигатель  
Avro 504 Gnome мощностью 80 л.с. Базовая версия
Avro 504A Gnome мощностью 80 л.с. Элероны меньшего размера и более широкие стойки
Avro 504B Gnome или Le Rhоne мощностью 80 л.с. Версия для  RNAS с большим стабилизатором
Avro 504C   Одноместный для борьбы с Цеппелинами. Дополнительный топливный бак
Avro 504D   Одноместный для борьбы с Цеппелинами. Версия для RFC. Построено 6 шт.
Avro 504E Gnome мощностью 100 л.с. Построено 10 экз.
Avro 504F Rolls Royce Hawk мощностью 75 л.с. Построен 1 экз.
Avro 504G Gnome мощностью 80 л.с.  
Avro 504H Gnome мощностью 80 л.с. Построен для испытания корабельных катапульт
Avro 504J Gnome 100 л.с. или Le Rhоne 80 л.с. Учебно-тренировочный
Avro 504K Clerget 130 л.с., Gnome 100 л.с. Le Rhоne 110 л.с. Учебно-тренировочный, ПВО
Avro 504L Bentley BR1 150 л.с., Clerget 130 л.с. Le Rhоne 110 л.с. 3-х местный гидросамолёт. Построено 6 экз.
Avro 504M Gnome 100 л.с. 3-х местный. Построен 1 экз.
Avro 504N Armstrong Siddely Lynx 160 л.с. Учебно-тренировочный. Построено 598  экз.
Avro 504P Версия Avro 504N не производился
Avro 504Q Armstrong Siddely Lynx Построен 1 экз. для арктической экспедиции Университета Оксфорд
Avro 504R Gosport   Учебно-тренировочный. Производился в Аргентине. Экспортировался в Аргентину, Эстонию, Перу.
Avro 504S   Учебно-тренировочный. Производился в Японии компанией Nakajima
Yokosuka K1Y   Японская версия 504К. 104 экз. произведены для флота Японии
Yokosuka K2Y1 Armstrong-Siddeley Mongoose 130 л.с. производства Mitsubishi Японская версия 504N. 
Yokosuka K2Y2 Gasuden Jimpu 160 л.с. модернизированный K2Y1
У-1 (Аврушка) М-2 120 л.с. Учебно-тренировочный. Российская копия 504К
МУ-1 М-2 120 л.с. Морской учебный. Российская версия гидросамолёта

Avro 504J разработан в 1916 г. Поставки серийных самолётов 504J начались в 1917 г. Avro 504L стал первым послевоенным вариантом. Гидросамолёт использовался для развлекательных прогулок. Avro 504М имел крытую кабину из клееной фанеры. Avro 504Е - версия Avro 504М с большим количеством изменений.

В СССР У-1 использовался до 1932 года, когда он был заменён У-2. У-1 оставался в аэроклубах до 1935 г. в качестве учебного и рулёжного самолёта. Производство У-1 началось на заводе №5. В 1923 г. производство было передано на завод "Красный лётчик" в Петроград.  "Красный лётчик" выпустил с 1923 по 1931 гг. 664 экземпляра У-1 и с 1924 по 1930 гг. 73 экземпляра МУ-1. 

МУ-1 применялся до 1934 г. Исходные британские поплавки изготовлялись из дорогих сортов дерева: ясеня и красного дерева. В них использовалось большое количество цветных металлов. В СССР поплавки упростили, снизили их вес. Их начали делать из фанеры, а ясень остался только на дне поплавка и на бортах до ватерлинии. 

Данные для Avro 504K

Длина: 8,97 м. Размах крыльев: 10,97 м. Высота: 3,17 м.  Двигатель: Le Rhоne мощностью 110 л.с.
Масса пустого: 558 кг. Масса снаряженного: 830 кг.  Максимальная скорость: 145 км/ч
Площадь крыла: 30,7 кв.м. Дальность полета 402 км
Вооружение: 1 пулемёт Lewis Практический потолок: 4875 м.
  скороподъёмность: 700 футов в мин (3,6 м/с)

 Назад

X