Breguet 14

(Франция)

Breguet 14 - 2-х местный биплан, разведчик и бомбардировщик. Производился компанией Breguet. Прототип под названием Breguet AV Type XIV первый полёт совершил 21 ноября 1916 г. Буквы AV ("Avant") обозначали переднее расположение двигателя. В производстве самолёта кроме дерева применялось большое количество металлов. Крылья и фюзеляж обтягивались тканью. Элероны имелись как на верхнем, так и на нижнем крыле.

С марта 1917 по 1928 г. построено 7800 экземпляров (по другим источникам 8000 или 8370).

Самолёт разработан Луи Бреге (Louis Breguet). В конце ноября 1916 г. Французская Армейское Отделение Техники Аэронавтики (S.T.Aе.) опубликовало  требования на 4 новых типа самолёта. Бреге послал свой прототип на две категории: разведчика и бомбардировщика. В феврале 1917 г. Breguet 14 был утверждён для применения в качестве и разведчика и бомбардировщика. В марте 1917 г. был размещён заказ на 150 разведчиков и на 100 бомбардировщиков. Они получили обозначение Breguet 14A.2 и Breguet 14В.2, а с 1918 г. они стали обозначаться Breguet XIVA.2/В.2. На А.2. устанавливали фотокамеру, радиостанцию и подвеску для 4 лёгких бомб. К нижнему крылу В.2. крепили бомбодержатель, разработанный Michelin. Бомбардировщики были вооружены тремя пулемётами: один фиксированный на левом борту фюзеляжа Vickers и два спаренных подвижных Lewis у наблюдателя.

14А.2

К концу года поступили заказы на  2650 экземпляров. Кроме Breguet самолёт производили по лицензии ещё 5 компаний.

В небольших количествах во время войны производились: 14В.1 - одноместный дальний бомбардировщик, 14GR.2 - дальний разведчик, 14H - гидросамолёт, 14S - медицинский, 14E.2 - учебно-тренировочный. Более поздние варианты 14bisA2 14bisB2 имели видоизменённые крылья. Последующий самолёт Breguet 16 имел крылья большего размера. В малых количествах производился 2-х местный истребитель Breguet 17. 

В 1918 г. четыре самолёта 14S применялись для эвакуации раненных. каждый вмещал двое носилок.

Армия Бельгии заказала 40 самолётов Breguet 14, армия США более 600 экземпляров. Около половины из заказанных Бельгией и США самолётов получили двигатель Fiat A.12. Оригинальных двигателей Renault 12F не хватало. До конца Первой мировой было произведено около 5500 Breguet 14.  

 

Двигатель Renault 12F был доработан и стал развивать мощность 300 л. с. Во время войны было испытано множество различных двигателей:  Renault 12К мощностью 400 л. с., Fiat A.12bis мощностью 300 л.с., Liberty мощностью 400 л. с. и др. Планировалось построить большое количество Breguet 14 с двигателями Fiat и Liberty, но из-за окончания войны заказы были отменены.

После войны Breguet 14 продолжал активно использоваться, в том числе во французских колониях. Версия 14 TOE (Theatres des Operations Exterieures)А применялась в боевых действиях Франции в удалённых районах: Сирии, Марокко, Вьетнаме. Франция применяла Breguet 14  в гражданской войне в России. Три эскадрильи 14А.2 и шесть эскадрилий 14В.2 сформировали часть Французских оккупационных сил, которые базировались в Западной Германии с 1919 г.  Breguet 14 использовала Польша в Советско-Польской войне. Последние учебные Breguet 14 были списаны французской армией в 1932 г.

14В.2

14В.2

В послевоенное время Breguet 14 производили 19 компаний.

В 1923 г. санитарные самолеты Breguet 14 эвакуировали 870 раненых в Ливане и Марокко. 

После войны Breguet начал производство гражданской версии. 14Т.2 Salon мог перевозить двух пассажиров в изменённом фюзеляже. Передняя часть фюзеляжа была увеличена в диаметре для размещения двухместной кабины, входная дверь размещалась в правом борту. 14Т.2 Salon использовала авиакомпания C.M.A. (Compagnie des Messageries Aeriennes) на внутренних маршрутах и для перелётов в Лондон и Брюссель. 

14Tbis производился в двух версиях - обычном и в виде гидросамолёта. 14Tbis использовался как медицинский самолёт, 100 шт 14Tbis перевозили почту в авиакомпании Lignes Aeriennes Latеcoеre. Позднее компания сменила название на CGEA и приобрела ещё 106 шт. Breguet 14 для полётов над Сахарой.

На вариант 14Т устанавливали двигатель  Renault Ja, фюзеляж переоборудовали для перевозки 4 пассажиров. Такая версия получила обозначение 18Т. 

Breguet 14 использовался армиями стран: Бельгии, Бразилии (30 экз), Китая (70 экз), Чехословакии (10 экз), Дании, Сальвадора (1 экз), Финляндии (38 экз), Франции, Греции, Гватемалы, Японии (производился по лицензии компанией Nakajima), Литвы (2 экз), Персии (2 экз), Польши (158 экз), Португалии, Румынии, Сербии, СССР, Турции, США, Уругвая (9 экз), Югославии. 

Данные для Breguet 14B.2

Длина: 8,87 м. Размах крыльев: 14,36 м. Высота: 3,0 м.  Двигатель: Renault 12Fe мощностью 300 л.с.
Масса пустого: 1010 кг. Масса снаряженного: 1536 кг.  Максимальная скорость: 175 км/ч
Площадь крыла: 47,5 кв.м. Скороподъёмность: 292 м/с
Вооружение: 1 пулемёт Vickers + 2  Lewis Практический потолок: 6000 м.
300 бомб Дальность полёта: 900 км

Назад

X