Curtiss JN-4

(США)

Curtiss JN-4 - двухместный учебный биплан начальной подготовки. Легендарный Дженни (Jenny). Производился компанией Curtiss (позднее Curtiss Aeroplane and Motor Company).

JN-4 создан на базе предшественников JN-2 и JN-3. Производство серии JN началось в 1915 г. JN - учебные двухместные самолёты. Курсант сидел на переднем месте. Произведено 6813 экземпляров.

JN-4 был создан в июле 1916 г. 105 самолётов приобрела Великобритания, 21 самолёт приобрела армия США. Большое количество Curtiss JN-4 использовались в лётных школах компании Кёртис. 

По результатам эксплуатации самолёта  в Великобритании был разработан вариант JN-4A. Всего было произведено 781 экз. JN-4A. Армия США получила 601 самолет, ВМС США  5 экземпляров, остальные были экспортированы в Великобританию. 

медицинский вариант

В апреле 1916 г. был создан JN Tween, получивший обозначение JN-5. Самолёт-разведчик получил больший размах крыльев. Между крыльями были установлены два двигателя Curtiss OXX-2 мощностью 90 л.с. Максимальная скорость самолёта выросла до 129 км/ч. Было произведено 8 экземпляров.

В конце 1916 г. в Curtiss JN-4 были внесены изменения, и началось производство версии Curtiss JN-4B. JN-4B имел двигатель Curtiss OXX-2. Армия США закупила 76 экземпляров JN-4B, а ВМС США 9 экземпляров.

Было создано два прототипа Curtiss JN-4С. 

 

Канадская компания Canadian Aeroplanes Limited на базе Curtiss JN-3 создала Curtiss JN-4 Can - Canuck. Всего было произведено 1260 шт. Canuck. Армия Канады использовала Canuck до 1924 г. В 1927 г. главный инженер Canadian Aeroplanes Limited Джон Эриксон произвёл 127 самолётов. Некоторые из них имели три кабины. Они получили название Ericson Special Three. 

В июне 1917г. был разработан Curtiss JN-4D.  С ноября 1917 г. до января 1919 г. было произведено 2812 JN-4D. Был заключен контракт на поставку 1100 шт. JN-4D-2. Но из-за окончания войны контракт был расторгнут.

На JN-4D устанавливали более мощный двигатель Hispano-Suiza мощностью 150 л. с. Двигатель производился по лицензии компанией Wright. JN-4D с двигателем Hispano- Suiza получил обозначение JN-4H. Он производился с конца 1917 г. до окончания войны. Армия США приобрела 929 экземпляров.

Армия США использовала для начальной подготовки пилотов самолеты JN-4A, JN-4D и JN-4 Can до 1919 г.

Производились варианты:

JN-4HT с дублированной системой управления
JN-4HB смешанная система управления
JN-4HG для тренировки стрелков
JN-5H для углубленной летной подготовки

Армия США отказалась от закупок JN-5H, и на его основе был создан вариант JN-6H. Армия США закупила 1035 экземпляров JN-6H.

JN-6H выпускался в вариантах:

JN-6HB для тренировки бомбометания с одинарной системой управления
JN-6HG-1 с дублированной системой управления
JN-6HG-2 для тренировки стрелков
JN-6HO  для тренировки наблюдателей
JN-6HP для тренировки летчиков-истребителей

Армия США до 1926 г. модернизировала около 300 самолётов ранних версий Дженни. На них устанавливали двигатели Hispano- Suiza мощностью 180 л. с. Модернизированные самолёты получили обозначение JNS (JN стандартизированный)

После войны большое количество Дженни начали продаваться в США частным владельцам. Их широко использовали для разнообразных авиашоу, прогулочных полётов, цирковых представлений и т.д. Самолёт обладал малой скоростью и был очень устойчивым, поэтому на самолётах Дженни устраивали акробатические шоу, демонстрировали фигуры высшего пилотажа. Дженни снимался в многих голливудских фильмах 20-х и 30-х годов. С Дженни началась популяризация авиации в США. Чарльз Линдберг начинал летать на Дженни.

 

JN-4С

В 1918 г. в США была выпущена почтовая марка с изображением JN-4. На 100 экземплярах марки изображение оказалось перевёрнуто вверх ногами. Марка получила название "Перевёрнутая Дженни". Перевёрнутая Дженни - одна из самых дорогих почтовых марок в мире. В июне 2005 г. она была продана за $525 000.

JN-4 использовался армиями стран: Австралии, Канады, Великобритании и США.

Данные для JN-4. 

Длина: 8,33 м. Размах крыльев: 13,3 м. Высота: 3,01 м.  Двигатель: V8 Curtiss OX-5 мощностью 90 л.с.
Масса пустого: 630 кг. Масса снаряженного: 871 кг.  Максимальная скорость: 121 км/ч
Площадь крыла: 30,7 кв.м. Практический потолок: 1980 м.

Назад

X