Лебедь-ХII

(Россия)

Лебедь-12 - двухместный биплан, разведчик, бомбардировщик.

Разработки самолёта начались в середине 1915 г. Первый прототип с двигателем  Salmson (Сальмон, Франция) мощностью 130 л.с. впервые поднялся в воздух в декабре 1915 г. Позднее двигатель заменили на более мощный - 140 л.с. На испытаниях прототип развил скорость 120 км/ч, поднимался на высоту 2000 м. за 22 минуты с полезной нагрузкой 350 кг. Военный летчик Гренадерского корпусного авиаотряда поручик Василий Александрович Слепцов 29 декабря 1915 г. отправил телеграмму Августейшему Заведующему авиацией и воздухоплаванием в действующей армии Великому Князю Александру Михайловичу: "Лебедь-ХII с мотором "Сальмсон" лучше всех существующих аэропланов... необходим немедленный заказ для боевых испытаний".

Из-за плохой погоды, для продолжения испытаний, прототип переправили в Одессу - на завод "А.А. Анатра". 15 февраля 1916 г. после посадки самолёт перевернулся. Прототип отправили на ремонт в Петроград. Лебедев не стал ремонтировать разбившуюся машину, а построил новый прототип. Ещё после первых испытаний Великий Князь Александр Михайлович решил разместить заказ на 400 экземпляров. Но Военное ведомство 19 апреля 1916 г. разместило заказ только на 225 шт. Лебедь-ХII без моторов и винтов со сроком исполнения 15 июля 1917 г. По контракту Лебедев должен был также поставить 225 комплектов запасных частей и 10 экземпляров учебно-тренировочных Лебедь-ХII. 

Испытания новой версии Лебедь-ХII начались в июле 1916 г. Поставки серийных самолётов начались в конце сентября 1916 г. На самолёты устанавливали двигатели мощностью 140 л.с и 150 л.с. Двигатели были более тяжелыми, и в конструкцию самолёта пришлось внести некоторые изменения. 

Лебедь-ХII имел деревянный фюзеляж с фанерной обшивкой. Тканевая обшивка крыльев и хвостового оперения. Тандемное расположение лётчика и наблюдателя. Сиденье пилота размещалось на топливном баке. Двигатель с водяным охлаждением устанавливался на стальной подмоторной раме для предотвращения вибрации, и закрывался алюминиевым капотом. Радиаторы устанавливались вдоль бортов, снаружи фюзеляжа. Топливный бак 230-270 литров. Дополнительный топливный бак 60, или 20 литров. Масляный бак 24 литра. 

Вначале бомбы располагались в 4-х цилиндрических бомбометах системы инженера Шкульника, изготовленных из березовой клееной фанеры. Система Шкульника оказалась не надёжной. Фанера расслаивалась, и бомбы застревали в контейнере. В феврале 1917 г. были успешно испытаны бомбосбрасыватели инженера А.Д. Колпакова-Мирошниченко. Использовались бомбы системы капитана Орановского.

На месте наблюдателя устанавливался пулемёт Colt. Для этого инженеры Шкульник и Колпаков-Мирошниченко разработали специальные установки. Система Колпакова-Мирошниченко оказалась более надёжной, но Лебедев продолжал выпускать самолёты с обоими вариантами. Фронтовые лётчики просили установить ещё один синхронизированный пулемёт, но дальше прототипа синхронизатора дело не пошло. На фронт Лебедь-ХII поступал без пулемётов, так как это не было предусмотрено контрактом. 

Производство Лебедь-ХII продолжалось до февраля 1918 г. Всего было произведено 216 машин из 225 заказанных. 20 штук было заказано заводу Слюсаренко, но там было произведено только 4 экземпляра.

В ходе эксплуатации самолёта выявились разные недостатки: слабое вооружение, низкий практический потолок, низкая общая полезная нагрузка - 350 кг., включая топливо и масло. Выхлопные газы попадали в кабину, самолёт пытался свалиться в пике, несколько самолётов сгорели в воздухе из-за возгорания двигателя.

Из-за многочисленных аварий были созданы две комиссии в июне и октябре 1917 г. Комиссии признали Лебедь-ХII опасным и не пригодным для полётов даже в авиа школах. Не смотря на это Лебедь-ХII оставался на вооружении армии России до конца войны.

Лебедь-ХII продолжал использоваться в Красной армии до 1920-х годов. Небольшое количество самолётов попало в Белую армию. В Сибирской армии адмирала Колчака имелось два экземпляра. Несколько самолётов после списания из Красной армии использовалось в гражданских целях. В мае 1925 г. два самолёта выполняли агитационные полеты в Азербайджане.

Размах крыла 13,15 м. Длина 7,86 м. Высота 3,25 м  Двигатель: Salmson мощностью 140 л.с. или 150 л.с
Площадь крыла 42 кв.м  Скорость 135 км/час
Вес пустого: 862 кг. Взлётный вес - 1212 кг. Потолок 3500 м
Вооружение: один Colt на вращающемся креплении в задней кабине Подъём на высоту 3000 метров за 56 минут.
98 кг. бомб

Назад

X