Zeppelin Staaken R.VI

(Германия)

Тяжелый бомбардировщик. Создан на базе Staaken V.G.O.I. Был самым большим деревянным самолётом до появления Spruce Goose Говарда Хьюза. Самолёт получил обозначение R.VI (от Riesenflugzeug (нем.) - гигантский самолёт).

Всего было произведено 18 экземпляров. Компания Schütte-Lanz произвела 9 экземпляров, Automobil und Aviatik A.G. (Aviatik) - 6 экземпляров и  Albatros 3 экземпляра.

В отличие от предыдущих версий, R.VI имел всего 4 более мощных двигателя, при этом двигатель был удалён из носовой части самолёта. Шасси состояли из 18 колёс.  

Экипаж состоял из 7 человек. Два механика располагались в боковых гондолах двигателей. Остальной экипаж располагался в закрытой кабине: командир, пилот, второй пилот, радист, и инженер топливной системы. На земле каждый самолёт обслуживали 50 человек разных специальностей.

В январе 1917 г. стоимость каждого самолёта составляла 557 000 марок - фантастическая сумма для того времени. 

Из R.VI было сформировано две эскадрильи Riesenflugzeug-Abteilung (Rfa) 500 и Rfa 501. Первый самолёт (бортовой номер R.25/16) прибыл на фронт 28 июня 1917 г. До июля 1917 г. R.VI действовали на восточном фронте. В августе 1917 г. Rfa 501 была переведена в Гент, Бельгия. Rfa 501 бомбила Францию и Англию. Первый налёт на Великобританию состоялся 28 сентября 1917 г. До ноября 1918 г. Rfa 501 совершила 11 налётов на Великобританию. Из-за действий британской противовоздушной обороны налёты начали проводить в ночное время. Для ночных полётов было разработано специальное навигационное оборудование. 

До конца войны сохранилось 6 экземпляров R.VI. По условиям капитуляции все они были разобраны. В музее Кракова сохранилась одна гондола от самолёта R.35.

R.27/16, произведённый Schütte-Lanz, с двигателями Mercedes D.IVa. Командир -  гауптман Schoeller. В марте, возвращаясь из Британии у R.27/16 замерзла топливная система. Самолёт смог спланировать до Бельгии. R.27/16 разбился, экипаж выжил.

R.39/16, произведённый Staaken, с двигателями Maybach MbIVa. За 20 рейдов в Англию и Францию сбросил 26 000 кг. бомб - больше, чем любой другой R.VI. Он же сбросил бомбу весом 1 000 кг. Бомба попала в Королевский Госпиталь в Челси, погибло 5 человек. R.39/16 разбился в 1919 г. по дороге на Украину. 

Длина: 22,1 м. Размах крыльев: 42,2 м. Высота: 6,3 м.  Двигатель: 4 Mercedes D.IVa или 4 Maybach MbIVa мощностью 260 л.с.
Площадь крыльев: 332 кв.м. Максимальная скорость: 135 км/ч
Масса пустого: 7921 кг. Масса снаряженного: 11848 кг. Дальность: 800 км.
Вооружение: 1800 кг. бомб Высота: 4320 м. 
До 5 пулемётов.  

Серийный номер R.30/16 был первым самолётом с двигателями с турбонаддувом. На нём были установлены 5 двигателей. 24 апреля 1918 г.  R.30/16 достиг высоты 5800 метров.

Назад

X