Германский полевой кинотеатр

Германская пропаганда

До начала Первой мировой пропагандой за границами Германии занималось Министерство иностранных дел, где был создан "специальный отдел печати". Аналогичные "отделы печати" имелись в морском министерстве и в прусском министерстве внутренних дел. Все эти отделы работали независимо, без единой координации.

В дипломатических учреждениях за границей Германии сотрудники "отдела печати" подкупали газеты, телеграфные агентства,  журналистов, общественных деятелей, издавали книги и журналы. Морское министерство занималось аналогичной деятельностью через свои отделения «Союза укрепления германского флота».

После начала войны в Германии начали появляться частные "бюро пропаганды".  Эти бюро в больших количествах посылали германские газеты в нейтральные, или дружественные Германии страны. По подсчётам Матиаса Эрцбергера в октябре 1914 года в Германии занималось заграничной пропагандой не менее 27 самостоятельных бюро или ведомств. 

принц Рупрехт Баварский. Германская открытка

Необходимость в центральном бюро пропаганды возникла после разгрома бельгийского города Лувэн, и уничтожения университетской библиотеки.

Центральное бюро для пропаганды за границей было создано при Министерстве иностранных дел. Главой бюро был назначен барон фон-Мумм. Центральное бюро просуществовало до 1917 года.

Частные бюро также пытались создать за границей свои газеты, или подкупить существующие. Одно из бюро через посредников уплатило французской газете 10 миллионов франков, но газета не изменила своего отношения к Германии. После нескольких подобных неудач Центральное бюро решило сконцентрировать свои усилия на пропаганде среди католиков нейтральных стран. Для этого привлекли несколько авторитетных ксендзов и лютеранских пасторов. Бюро писало статьи, письма, интервью, которые размещались в подкупленных газетах. Издавали книги, брошюры, журналы, лекции, проповеди и т.д.  

2 сентября 1914 года конклаву (который проходил с 31 августа по 3 сентября 1914) был вручен «меморандум немецких католиков о мировой войне». В ответ на это в начале 1915 г. французские католические кардиналы и епископы издали книгу: «La guerre allemande et le catholicisme». В мае 1915 г. Центральное бюро создало «Деловой комитет немецких католиков», от имени которого был выпущен на 7 языках ответ на книгу французских католиков.

В феврале 1917 года «Деловой комитет немецких католиков» созвал в Швейцарии «католико-политико-социальный всемирный конгресс». В ноябре 1917 состоялась аналогичная конференция.

В октябре 1915 года в Германии было сформировано Управление печати военного времени.  При штабах фронтов и армий создали отделения Управления печати. Отделения поставляли информацию для фронтовых, германских и местных газет в оккупированных областях.  Управление печати военного времени издавало газеты на оккупированных землях, лагерях военнопленных, а также специальные газеты для распространения среди вражеских солдат.

Германской печатью руководил полковник Вальтер Николаи - начальник разведывательного отдела. Он также руководил военной цензурой и деятельностью германских военных атташе в нейтральных и дружественных странах. 

Генерал Людендорф предлагал создать единое бюро пропаганды - по британскому образцу, подчинив единому руководству и внутреннюю и внешнюю пропаганду.  

В декабре 1916 Людендорф представил имперскому канцлеру проект реформирования Центрального бюро.  Людендорф предлагал создать единое бюро, подчинявшееся имперскому канцлеру. План Людендорфа был отвергнут. 

В 1917 году Центральное бюро при Министерстве иностранных дел было расформировано. Взамен было создано новое бюро, но уже под командованием военного управления. Руководил бюро Матиас Эрцбергер. При Министерстве иностранных дел был создан Отдел военной пропаганды. Министерство планировало создать отделы экономической и политической пропаганды. Главой отдела военной пропаганды был назначен полковник фон-Гефтен. 

Для распространения графической информации при отделе военной пропаганды было создано графическое отделение и управление плакатов и кинофильмов. В будущем это управление реорганизовалось в «Всеобщее Акционерное Общество кино-фильм».

Бюро использовало даже бесплатные объявления в газетах стран Антанты. Цены на масло в Париже, на одежду в Лондоне были по словам Эрцбергера «надежнейшим барометром для действия наших (немецких) подводных лодок».

В Швеции подкупались газеты целиком - со всеми сотрудниками. В Дании газеты субсидировались для разового размещения материалов. Субсидии выдавались издательствам, писателям, книжным магазинам. Для пропаганды среди украинцев, живших в Германии было создано общество "Свободная Украина". В США велась работа среди ирландцев - граждан США. 

Пропагандистская деятельность оставалась разрозненной. Пропагандой на фронте руководил штаб верховного главнокомандующего. Чтобы издать листовку, или плакат для вражеских солдат, необходимо было получить разрешение штаба главнокомандования.  

В августе 1918 года было создано Имперское учреждение пропаганды, как и предлагал Людендорф в 1916 году. Но новая структура уже ничего не смогла изменить. 

Литература:

Т. Ф. Блументаль.  «Буржуазная политработа в мировую войну». Изд. ГИЗ 1928;

Геральд Ласвель.  «Техника пропаганды в мировой войне». ГИЗ. 1929 г.

К. Стюарт. «Тайны дома Крю» «Английская пропаганда в мировую войну 1914-1918 гг.». Изд. ГИЗ, 1928 г.

К.К. Звонарев. Германская агентурная разведка до и во время войны 1914-1918 гг

Вальтер Николаи. "Тайный силы. Интернациональный шпионаж и борьба с ним во время мировой войны и в настоящее время".

Назад

X