Louis Charles Breguet

(Франция)

Louis Charles Breguet (Луи Чарльз Бреге) родился 2 января 1880 г. в Париже в семье промышленников и изобретателей. Прадед Abraham Louis Breguet (родился в 1747 году в Швейцарии - умер в 1823) сконструировал для короля Франции Луи XVI астрономические часы, разрабатывал морские хронометры. В 1816 г. был избран в Академию Наук. Его внук Clement Louis Breguet (1804-1883) также разрабатывал часовые механизмы, телеграф для армии Франции. Сын Клемента - Antoine Breguet (1851-1882), был профессором Сорбонны, умер на 30 году жизни, оставив двух детей Луи и Жака Бреге. 

Луи учился в Париже. В 1905 г. получил инженерное образование. Брат Жак завершил образование в Ecole Polytechnique на 2 года позже. Братья начали работать в семейном бизнесе по производству электродвигателей и динамо машин. Семейство Breguet первыми в мире в 1910 г. начали выпускать часы на ручном браслете. 

В 1905 г. Луи с братом Жаком под руководством друга семьи Charles Robert Richet начали строительство автожира (прототип вертолёта). 24 августа 1907 г. прототип совершил первый вертикальный взлёт с пилотом на высоту 50 см. Charles Richet начал приобщать Луи Бреге к авиации в 1895 году - они вместе строили летающие модели. (Charles Richet - обладатель Нобелевской премии по медицине 1913 г., редактор научных и медицинских журналов).

автожир Бреге-Рише, 1907 г.

Второй прототип автожира взлетел в январе 1908 г. После нескольких успешных полётов в марте 1908 г. автожир разбился в сентябре 1908 г.

В октябре 1908 г. Бреге и профессор Рише создали компанию Richet-Breguet Aviation для производства аэропланов, автожиров, пропеллеров и др. оборудования для авиации. 

Зимой 1908-1909 гг. был создан ещё один прототип автожира, который был разрушен сильным ветром в апреле 1909 г. Удалось спасти только двигатель Renault. Бреге начал строить классический аэроплан. 

Свой первый самолёт Бреге построил в 1909 г. Первый полёт биплан совершил 28 июня 1909 г. Самолёт разбился от сильного порыва ветра. За штурвалом находился сам Бреге. Второй биплан Бреге построил в сентябре 1909 г. На нём был установлен ротативный двигатель Gnоme мощностью 50 л.с. Gnоme весил почти на 50 кг. меньше двигателя Renault. В конце 1910 г. на Breguet II Луи Бреге упал с высоты 6 метров. Самолёт был разрушен. 

Новая компания смогла продать спортсменам шесть экземпляров Breguet III. Breguet IV и V уже покупала армия Франции. Армия Франции в 1910 г. имела 41 лицензированного пилота. 

В конце 1910 г. Бреге был награждён орденом Почётного Легиона. 

В 1911 г. братья Луи и Жак основали компанию Sociеtе Anonyme des Ateliers d'Aviation Louis Breguet. В сентябре 1912 г. компания открыла свою авиашколу. В 1911 г. самолёт Breguet  установил рекорд скорости на дистанции 10 км. и 100 км. с пассажиром на борту. В октябре 1911 г. биплан Breguet впервые доставил авиапочту в Марокко. Самолёты Бреге закупали Швеция, Британия, Бельгия, Россия, Италия. 

В марте 1912 г. Бреге сконструировал свой первый гидросамолёт. 1 мая 1912 г. флот Франции разместил заказ на гидросамолёты Breguet, Nieuport, и бипланы Farman. В 1912 г. Бреге поглотил компанию Salmson Billancourt, производившую двигатели. В 1913 г. Бреге начал поставлять флоту Франции гидросамолёты с двигателями Salmson мощностью 200 л.с.

После начала войны Жак был мобилизован в артиллерию, а Луи в авиацию - пилотом. После вторжения армии Германии на север Франции завод Бреге был эвакуирован, а в декабре 1914 г. Луи Бреге был направлен на свой завод.

Во время Первой мировой Бреге создавал разведывательные самолёты и бомбардировщики. Братья начали разрабатывать бомбардировщик на базе биплана U3 ещё в 1913 г. Во время войны его начали производить под обозначением BU3. Несколько компаний производили по лицензии BU3 с различными двигателями. В декабре 1914 г. Франция сформировала первые 5 эскадрилий бомбардировщиков Maurice Farman и Voisin. В январе 1915 г. было принято решение увеличить количество эскадрилий до 20. 

Самым знаменитым самолётом Бреге стал Breguet 14, который продолжал интенсивно использоваться и после войны.

В 1919 г. Бреге создал компанию Compagnie des Messageries Aeriennes, которая со временем эволюционировала в Air France.

Самолёты Бреге установили несколько рекордов. Среди них: беспосадочный перелёт через Южную Атлантику в 1927 г. Беспосадочный перелёт через Атлантический океан в 1933 г. продолжительностью 7250 км. 

В 1935 г. Бреге вернулся к строительству автожиров. 22 декабря 1935 г. автожир под названием Gyroplane Laboratoire установил рекорд скорости 108 км/ч. В следующем году был установлен рекорд высоты 158 метров. 

Во время Второй мировой Бреге продолжал разрабатывать военные самолёты. А после окончания войны гражданские самолёты. 

Бреге умер в 1955 г. в Saint-Germain-en-Laye.

Назад

X