Igo Etrich 

(Австро-Венгрия)

Игнац "Иго" Этрих (Ignaz "Igo" Etrich) родился 25 декабря 1879 г. в Богемии (ныне Трутнов, Чехия). 

Учился в школе в Лейпциге. Интересовался механикой полёта птиц. С помощью отца - владельца фабрики - построил лабораторию для разработки планеров. Прочитал книгу Ф. Альборна о летающих семенах растений. После прочтения книги, в 1903 г. создал планер, повторяющий форму семени тропической лианы Zanonia macrocarpa (Занония макрокарпа) семейства тыквенных, растущей в джунглях Индонезии и Филиппин. Созревший плод лианы, раскрываясь, разбрасывает множество семян вокруг себя. Семена медленно планируют, удаляясь иногда на большие расстояния от материнского растения.

Планер разрабатывался вместе с Францем Ксавьером Уэлс (Franz Xaver Wels) и Карлом Илльнером (Karl Illner). В 1906 г. (?) Карл Илльнер стал первым австрийцем, совершившим полёт на первом планере австрийской конструкции. Другие источники указывают, что планер Этриха в 1904 г. пролетел 900 метров.

Этрих переезжает в Вену, где создаёт свою вторую лабораторию в парке Wiener Prater. В 1907 г. построен самолёт Etrich I, или Praterspatz (Воробей парка Пратер). На самолёте был установлен маломощный двигатель 24 л.с.

В 1909 г. в Винер-Нойштадте был создан первый аэродром Австро-Венгрии. Этрих там арендовал два ангара и продолжил разрабатывать самолёт Taube (нем. - Голубь). В это время Франц Уэлс посетил Париж, и разошелся с Этрихом во взглядах на перспективы развития авиации (биплан/моноплан). 

В 1910 г. совершил первый полёт моноплан Etrich II, Etrich-Taube. На самолёте был установлен двигатель Austro-Daimler мощностью 65 л.с., разработанный Фердинандом Порше. Во время одного из первых полётов Этрих чуть не разбился, после этого самолёты испытывал более опытный Карл Илльнер. 

В 1912 г. Этрих основал компанию Etrich-Fliegerwerke в Liebau (ныне Любавка, Польша). Создал первый пассажирский самолёт с полностью закрытой кабиной Luft-Limousine. 

Позднее переехал в Германию, где создал компанию Brandenburgischen Fliegerwerke.  

Лицензия на производство самолёта Etrich-Taube была выдана австрийской компании Lohner и германской R. Rumpler Luftfahrzeugbau GmbH. 

Rumpler начал выпускать самолёт под названием Etrich-Rumpler-Taube, но вскоре в конструкцию самолёта внесли изменения, название сменили на Rumpler-Taube, и прекратили платить лицензионные отчисления Этриху. Этрих пытался защитить свои права в германском суде, но вскоре прекратил процесс, и  после начала Первой мировой разрешил свободно копировать дизайн Taube. 

Rumpler Taube стал первым серийным германским военным самолётом. Самолёт получился очень устойчивым, и приобрёл широкую популярность в армиях Германии, Италии, Австро-Венгрии, Норвегии. Не менее 14 компаний производили различные варианты Rumpler Taube.

После Первой мировой Этрих начал работать в текстильной индустрии. Позднее переехал в Чехословакию, где создал самолёт Sport-Taube.

В 1944 г. получил звание Почётного доктора Технического института Вены.

Этрих умер 4 февраля 1967 г. в Зальцбурге, Австрия.

Назад

X