Вернес Фосс и Энтони Фоккер

Anton Herman Gerard Fokker 

(Нидерланды-США)

Антон Герман Жерард Фоккер, Энтони (Тони) Фоккер, Летающий Датчанин, (Anton Herman Gerard Fokker) - родился 6 апреля 1890 года в г. Кедири (остров Ява, Индонезия). Отец - Герман Фоккер - владелец кофейных плантаций. В 1894 году семья переезжает в Нидерланды, в г. Харлем, чтобы дать детям европейское образование. Антон высшего образования не завершил, но уже имел патентованные изобретения.  

Фоккер за штурвалом второго "Паука", 1911 г.

В 1910 г. отец послал Антона в Германию учится в школу механиков в Бингене. В школе Фоккеру не понравилось, и он предложил отцу перевестись в школу шофёров в Зальбахе (Zahlbach). В школе были автомобили, но не было самолётов. Самолёт сделали студенты под руководством преподавателя школы. Самолёт получился не очень удачным.

Поэтому Фоккер и лейтенант Франц фон Даум создали свой первый самолёт "de Spin" (Паук). Фон Даум был вдвое старше Фоккера и имел деньги на строительство самолёта. Отец Фоккера выделил 1500 марок на самолёт. Партнёр Фоккера  врезался на "Пауке" в дерево. Лицензию пилота Фоккер получил на своём втором самолёте. 

В Нидерландах Фоккер стал знаменитостью после того, как 31 августа 1911 г. он облетел вокруг башни Sint-Bavokerk в Харлеме на своём третьем "Пауке". 

22 февраля 1912 г. Фоккер создал собственную компанию Fokker Aeroplanbau, которая расположилась под Берлином. Отец Фоккера инвестировал в компанию 50 000 марок. В 1913 .г фабрика переехала в Шверин (Schwerin) и сменила название на Fokker Flugzeugwerke GmbH, а позднее на Fokker Werke GmbH. В Шверине был построен ангар 15 х 36 метров. Там работали 55 человек. Отец Фоккера, его дядя и отец Фрица Кремера инвестировали в Fokker Flugzeug Werke GmbH 400 тысяч марок.

В начале Первой мировой войны командование армии Германии не сильно интересовалось самолётами. После демонстрации модели М.5 армия Германии разместила Фоккеру заказ на 114 самолётов. Положение изменилось после того, как в 1915 г. Фоккер разработал синхронизатор, позволявший стрелять пулемёту через пропеллер самолёта, что позволило Германии получить превосходство в воздухе. 

Во время Первой мировой правительство Германии взяло под контроль завод Фоккера. Фоккер оставался директором и разрабатывал самолёты для Германской Авиа Службы (Luftstreitkräfte). 

Всего во время войны компания Фоккера поставила Luftstreitkräfte около 3000 самолётов. Самолёт Фоккера производились также на других заводах в Германии, Австрии и Венгрии. 

По условиям Версальского договора Германии было запрещено производство самолётов и авиа двигателей. Союзники интересовались успешным самолётом Fokker  D.VII, и намеревались уничтожить все имеющиеся экземпляры. Фоккер спрятал в разных местах  около 400 двигателей и 220 планеров.

В 1919 г. Фоккер вернулся в Нидерланды. 21 июля 1919 он создал новую компанию под названием Nederlandse Vliegtuigenfabriek (Нидерландская Авиа Фабрика). Название компании не содержало имени Фоккера, так как он был крайне не популярным во Франции и Англии. Позднее компания была переименована в Fokker Aircraft Company. Фоккер смог вывезти из Германии в 350 вагонах части самолётов Fokker  D.VII и C.I, что позволило новой компании быстро начать работу. Новым самолётом стал 4-местный пассажирский F.2. Важным клиентом Фоккера была авиа компания KLM, основанная в 1919 г.

25 марта 1919 г. Фоккер женился в Харлеме на Софии Марии Элизабет фон Морган (Sophie Marie Elisabeth von Morgen). Брак продлился 4 года. 

В 1922 г. Фоккер переехал в США и стал гражданином США. В США он создал филиал своей компании - Atlantic Aircraft Corporation. 

В 1927 г. Фоккер женился в Нью-Йорке на Виолетте Остаман (Violet Austman). В 1929 г. Виолетта выпала из окна гостиницы при невыясненных обстоятельствах.

В 1929 г. General Motors Corporation приобрёл 41% акций компании Fokker Aircraft Corporation. Главным инженером компании стал австриец А.Гасснер, который ранее работал в Albatross.

31 марта 1931 г. Fokker F.10 попал в грозовой шторм. Самолёт разбился, погибли 7 человек среди которых был знаменитый тренер футбольной команды Университета Нотр Дамм. После этой аварии авиакомпании начали заменять самолёты Фоккера на другие. Поэтому 10 июля 1931 г. Фоккер был вынужден покинуть компанию. Права на торговую марку Fokker остались за компанией.

23 декабря 1939 г. Фоккер умер в Нью-Йорке от осложнений после незначительной хирургической операции на носу.

До Второй мировой войны компания Фоккера выпускала в США самолёты: Fokker Universal, Fokker Super Universal, Fokker C-2, F.9, F.10, F.11, F.14, F.32 (самый большой пассажирский самолёт в США), Fokker Hall H.51. Компания также выпускала по лицензии самолёты Douglas, которые поставлялись европейским потребителям.

Компания обанкротилась и прекратила существование 15 марта 1996 г.

Назад

X