Лебедев Владимир Александрович

(Россия)

Лебедев Владимир Александрович родился в 1879 г. в С-Петербурге, в дворянской семье. Закончил юридический факультет Петербургского университета. Работал, вышел в отставку в звании коллежский секретарь. 

Первый полёт аэроплана увидел во Франции в 1908 г. В 1909 г. построил свой планер. В 1909 г. работал механиком на авиационном заводе во Франции. Изучил весь производственный процесс. Стал активным участником Всероссийского Аэро-Клуба и сотрудником журнала "Вестник воздухоплавания". В марте 1910 г. получает направление в авиа школу Анри Фармана у уезжает во Францию. В мае 1910 г. сдаёт экзамены в школе Фармана, и возвращается в Россию.

Свой первый полёт в России совершил 7 июня, а 10 июня 1910 г. получил диплом пилота-авиатора №98. Получил предложение стать шеф-пилотом летной школы Петербургского императорского аэроклуба. 16 августа 1910 Лебедев установил новый рекорд России: продержался в воздухе 15 минут на биплане Российского производства "Россия-А". Позднее, в августе 1910 г. принимал участие в испытаниях российского моноплана "Россия-Б".

В конце 1910 г. Лебедев вместе со своим братом Алексеем и партнёрами создали Петербургское товарищество авиации «Ломач и К» (ПТА). Товарищество создало на базе "Фарман-4" военный биплан "ПТА-1". 

5 мая 1911 г. Лебедев совершил рекордный полет на двухместном учебном "Фармане"-4, поднявшись в воздух с четырьмя пассажирами.  

В мае 1913 г. было создано «Санкт-Петербургское Товарищество В.А.Лебедев и К». В апреле 1914 г. Лебедев начинает строить производственные здания в Новой Деревне близ Комендантского аэродрома. Завод по государственным заказам производит по лицензии французские самолёты, включая "Вуазен", ФБА и др.  Средняя производительность в предвоенный период составляла 6 аэропланов в месяц.  

Незадолго до начала Первой мировой Лебедев назначил инженера Леопольда Михайловича Шкульника главным конструктором. Шкульник имел опыт работы в германской компании AGO. 

Во время войны завод Лебедева выпускал самолёты с названием "Лебедь" с номерами от I до ХХIV. Достоверных сведениях о первых 6 номерах нет. Это могли быть изменённые копии иностранных самолётов. В 1916 г. на заводе работает до 1500 человек, ежемесячное производство самолётов выросло до 30 шт. Военное ведомство платило по 13 700 рублей за планер без мотора. Завод также ремонтировал трофейные самолёты.

Лебедев получал крупные военные заказы. Например, весной 1917 г. Лебедев получил заказ поставку 200 самолётов "Альбатрос" с моторами "Испано-Сюиза" 200 л.с. К середине 1917 г. ежемесячный выпуск самолётов был увеличен до 40-50 шт. Необходимо было расширять производственные мощности. Лебедев решил построить три завода: в Таганроге, Пензе и Ярославле. Строительство завода в Пензе было завершено в ноябре 1916 г. Завод начал производство винтов. 

В сентябре 1916 г. было завершено строительство завода в Таганроге. Позднее на его базе был создан Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева.  

Всего с 1914 по 1917 г. Лебедев произвёл около 700 самолётов.

После Октябрьской революции 1917 г. заводы Лебедева были национализированы. В январе 1919 г. генерал А.И. Деникин перевёл свою ставку в Таганрог. По некоторым сведениям Лебедев короткое время ремонтирует самолёты, стоявшие на вооружении армии Деникина. Вскоре Лебедев уезжает в Сербию, а оттуда во Францию.

Лебедев умер в Париже 22 февраля 1947 г., похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

 Назад

X