Johann Schütte

(Германия)

Иоганн Шютте родился 26 февраля 1873 г. в пригороде Ольденбурга. В 1892 г. окончил школу в Ольденбурге. В 1898 году  окончил факультет кораблестроения Берлинского высшего технического училища. Начал  работать на кораблестроительном заводе Norddeutschen Lloyd в испытательном центре.  Разрабатывал новые формы подводной части судов, проводил исследования киля на сопротивление и поперечное движение корабля. Участвовал в создании первого германского морского кабелеукладчика.

В мае 1904 г. получил звание профессора вновь созданного Технического университета в Гданьске. С 1904 по 1922 г. работал преподавателем университета на кафедре теории и проектирования кораблей. Шютте возглавил основанное Западное прусское общество дирижаблестроения. В Гданьске пытался создать институт гидродинамики, но из-за высокой стоимости проект создания института был прекращён в 1907 г.

Вместе с  предпринимателем доктором Карлом Ланцем из Мангейма Шютте создал фирму Schütte-Lanz Luftschiffbau (Шютте — Ланц Люфтшиффбау). Доктор Ланц был финансовым пайщиком общества.

Осенью 1908 г. Шютте разработал свой первый проект жесткого дирижабля с совершенной аэродинамической формой корпуса. Корпус дирижабля изготовлялся из дерева и клееной фанеры. Главная особенность дирижаблей Schütte-Lanz - применение геодезической схемы в креплении каркаса корпуса. Шпангоуты поддерживались балками, направленными по геодезическим линиям (кратчайшее расстояние между двумя точками на криволинейной поверхности). Главной особенностью такого вида конструкции Шютте считал повышенную жесткость на кручение. Но производство таких конструкций переменной кривизны более сложно, а замена поврежденных элементов более трудоемка, чем в жестких дирижаблях Цеппелина.

Первый дирижабль Schütte-Lanz SL-1 совершил свой первый полёт 1 октября 1911 г.  Длина дирижабля 131 м , диаметр 18,4 м . Объем дирижабля SL-1 составл ял 19 000 куб. м. Полезная нагрузка 3100 кг. Вес пустого дирижабля 17950 кг. До декабря 1912  SL-1 совершил 53 экспериментальных полёта.  SL-1  установил рекорд скорости для дирижаблей - 38,3 км/ч и рекорд по продолжительности полёта - более 16 часов. 

В декабре 1912 года дирижабль SL-1 был продан армии Германии за 550 000 марок. Компания Schütte-Lanz получила заказ ежегодно изготовлять по три однотипных дирижабля для сухопутных войск и по одному — для морского флота.

В SL-2 впервые было применено размещение двигателей по отдельным гондолам. Командир, штурман, радист и рулевой теперь находились в отдельной безмоторной гондоле. Излишки водорода сбрасывались наверх через специальные шахты. Первый полёт состоялся 28 февраля 1914 г. Считается, что многие решения, впервые применённые на SL-2, используются в современных дирижаблях.

К началу Первой мировой войны на заводе Schütte-Lanz работали 5 инженеров и 60 рабочих. Война ускорила строительство новых сборочных цехов в других городах Германии — в  Сандхофрене (под Мангеймом), Дармштадте, Лейпциге, Марке. Темпы выпуска дирижаблей нарастали. В 1915 году было заказано 5 дирижаблей, а в 1916 - 9 штук.   В 1916 году в компании работали 120 инженеров и 850 рабочих, а в мае 1917 года численность персонала достигла 1500 человек.

Дирижабль SL-10 в июне 1916 года первым появился над Константинополем, и выполнил разведывательные полеты над Черным морем.

 За дирижаблями SL-6 и SL-7 (осень 1915 г.) последовали корабли типа «Е»: с SL-8 (30 марта 1916 г.) по SL-19 (Е-12) (8 февраля 1917 г.) объемом от 35 130 до 38 800 куб. м . Последние три с деревянным каркасом, вошедшие в серию «F» (SL-20, SL-21, SL-22) имели объем 56 000 куб. м . Их длина достигала 198,3 м , а диаметр корпуса 22,92 м . При собственном весе 29 300 кг полезная нагрузка составляла 31 200 кг .

Первый полет дирижабля SL-22 с деревянным каркасом состоялся 5 июня 1918 года. В конце войны  в стадии постройки на заводах «Schütte-Lanz» находились дирижабли SL-23 (объемом 64 000 куб. м ) и SL-24 (объемом 78 000 куб. м ), для каркаса которых стали применять трубы из дуралюмина.

Всего во время войны компания Schütte-Lanz построила 22 дирижабля. После войны компания не получила ни одного контракта. В 1924 году компания обанкротилась. Шютте, меняя партнёров пытался вновь организовать производство дирижаблей - до 1935 года.

После окончания войны в дирижаблестроительном КБ в Мангейме разрабатывались различные проекты дирижабля «Атлантика»:

1) объем 100 000 куб. м , пять двигателей мощностью по 600 л . с., скорость 120 км/ч ;

2) объем 150 000 куб. м , длина 266 м , диаметр 34,2 м , пять двигателей мощностью по 700 л . с., скорость 130 км/ч .

Предполагалось построить 2 дирижабля. Один из них проектировался как пассажирский  — на 100 человек. Радиус действия другого дирижабля, предназначенного для полярной экспедиции из пятидесяти человек Международного исследовательского общества для изучения Арктики с помощью дирижаблей, должен был достигать 14400 км .

В 1926 году США организовали конкурс на разработку военного дирижабля, на котором бы размещались 4 самолета-истребителя. Шютте принял участие в конкурсе и создал проект дирижабля SL-120. По политическим соображениям США присудили Шютте лишь второе место. Первое место получил проект компании «Гудиер-Цеппелин» (Goodyear-Zeppelin Corporation).

После этого Шютте вновь занялся кораблестроением. С 1930 года он стал президентом Кораблестроительного общества в Берлине, читал лекции в техническом училище.

В 1938 году, выйдя на пенсию, 65-летний Шютте передал музею города Ольденбурга основные документы, касающиеся дела всей его жизни — дирижаблестроения, личный архив и архивы научных обществ по дирижаблестроению. Музей был назван его именем.

Иоганн Шютте умер 29 марта 1940 года в Дрездене.

Назад

X