L-49 после вынужденной посадки под  Bourbonne-les-Bains 

 

 

Моторное отделение

Zeppelin L-49 - LZ-96

Днем 19 октября 1917 года 11 Цеппелинов вылетели в рейд на британские острова. Их целью стали объекты на территории Англии, в том числе и Лондон.  L-53, в ходе выполнения задания пролетел расстояние 1690 км со средней скоростью 64 км/ч за 27 часов 25 минут. На борту находились 20 человек экипажа, 3000 кг бомб, 24 500 кг балласта и 4600 кг топлива, из которых за полет было израсходовано 4070 кг .

На большой высоте мощность двигателей упала до такой степени, что дирижабли стали жертвами внезапно усилившегося ветра. Большая часть дирижаблей летела на высоте 6500 метров. Четыре из них ветер отнес их в воздушное пространство Франции: L-44 был сбит огнем французской артиллерии; L-45 после вынужденной посадки на французской территории уничтожен экипажем; L-49 после вынужденной посадки попал неповрежденным в распоряжение французов; L-50 с четырьмя членами экипажа на борту, пролетев через всю Францию, пропал без вести над Средиземным морем. 

Гондолы дирижаблей не герметизировались. Дыхательные аппараты были не совершенными. Кислород содержал примеси. Поэтому на большой высоте экипажи Цеппелинов заболели "высотной болезнью" - стали апатичными и медлительными, некоторые теряли сознание. Более совершенные дыхательные маски появились позднее. 

Британская ПВО была беспомощна против дирижаблей, летящих на большой высоте. На перехват поднялись 73 самолёта. Ни один из них не смог достичь высоты на которой летели Цеппелины. Англию в этот раз защитила погода.

Пятый дирижабль из участвовавших в  налете в ночь 19-20 октября 1917 года, L-55, был поврежден зенитным огнем, но дотянул до Германии и позже был разобран. 

боковая гондола L-49

Специальный корреспондент газеты «Матэн» дал следующее описание воздушного боя над Бурбон-ле-Бен: "После 10 часов утра 20 октября 1917 года на мирных полях Лангра разыгралась потрясающая драма. L-49, за которым следовал L-50, пролетел над городом. Чудовища, казалось, сообразовались с движениями друг друга и старались защитить одно другое от атак французских эскадрилий, которые носились вокруг них и нападали со стороны Корсье, Лангра и Дижона. А внизу топы зрителей с нетерпением  следили за каждой фазой борьбы.  

Над Бурбон-ле-Беном, на высоте приблизительно 1000 футов , в 11 часов положение было таково, что стало казаться возможным падение L-49. Его окружили 5 аэропланов и беспрерывно в него стреляли. Цеппелин боролся отчаянно. Над маленьким тихим городком раздавалась беспрерывная орудийная стрельба, смешанная с жужжанием моторов дирижаблей и аэропланов. Все жители Бурбон-ле-Бена были у окон и на улицах и, затаив дыхание, ожидали окончания боя. 

 

Вскоре L-49 повернул по направлению к Анонкуру, следуя по большой дороге, теснимый целым роем французских аэропланов. Он пересек вершины холмов и затем в нескольких милях от города, в маленькой деревушке Ле Корнэ, тихо упал на землю, оперевшись кормой на небольшой холм, между тем как его нос застрял в реке Апанс, протекающей около большой дороги от Анонкура до Бурбон-ле-Бена". 

Экипаж из 19 человек попытался уничтожить дирижабль, но был взят в плен местным охотником - демобилизованным солдатом. 

Повреждённый L-50, пролетая над L-49, попытался его зажечь, но этого ему не удалось.

L-49 и L-50 были сбиты самолётами 152-ой эскадрильи лейтенанта Лефевра.

Все германские дирижабли, сбитые над Францией, тщательно изучались французскими инженерами.

Один из начальников французских ВВС писал о L-49: «В конструкции цеппелина найдено много интересных, продуманных деталей. Между баллонетами, окруженными внешней оболочкой, расположены трубы, служащие для выведения наверх просачивающегося газа. В проходе внутри оболочки имеется балласт, бензиновые баки и несколько кроватей. Всего имеется 4 гондолы. В передней помещается командир и большая часть экипажа, механизм беспроволочного телеграфа и один из пяти моторов.  

Флаг L-49

Дирижабль может развить нормальную скорость от 55 до 60 миль в час . Все принадлежности и оборудование носят след безупречной работы. Балласт, бомбы и другие предметы ночью обозначаются светящимися номерами. Чтобы попасть из одной гондолы в другую, приходится проделать довольно опасное путешествие, так как надо подняться по веревочной лестнице и пройти по внутреннему коридору.

Цеппелин достиг высоты 7000 м над Лондоном, и ему пришлось бороться не только с сильным северным ветром, но и с сильным холодом, так как температура упала до 33 градусов ниже нуля по Фаренгейту. Люди отморозили себе руки и находились в полубессознательном состоянии от холода.  

Водяной балласт замерз, хотя, чтобы предупредить это, к нему было примешано нужное количество спирта. Хотя и имеется приспособление со стороны гондол для того, чтобы подогревать радиаторы, но и их вода замерзла. Компас был в хорошем состоянии, но в подобных условиях совершенно бесполезен.

Оболочки восемнадцати баллонетов сделаны из кишечной перепонки, т. е. из верхней кожи бычьих и овечьих кишок, обтянутых по внутренней стороне бумажной материей.  

Внешняя обшивка, заключающая баллонеты и идущая вокруг всего корпуса дирижабля, сделана из бумажной лакированной материи и с внешней стороны выкрашена в черный цвет так, чтобы быть как можно более незаметной для лучей прожектора.  

Для этих «сверхцеппелинов» полагался экипаж, состоявший из двадцати двух человек офицеров и солдат при непродолжительных перелетах. При длительных полетах, как например при налетах на Англию, экипаж уменьшают до восемнадцати человек, чтобы можно было захватить больше бензина.

Из пяти моторов три находятся впереди, два из них в двух боковых гондолах; кормовая гондола имеет два мотора. Каждая гондола оснащена сзади только одним пропеллером. Два мотора задней гондолы работают одновременно только в экстренном случае. Если они оба соединены с пропеллером, то дирижабль развивает скорость около 60 миль в час . Обыкновенно работают четыре мотора, пятый в запасе. Все они снабжены хорошими глушителями.

Вооружение L-49 достаточно слабое — лишь 2 пулемета, и нет верхней платформы, как у предыдущих цеппелинов.

При изучении L-49 создается впечатление, что все было подчинено достижению наибольшей высоты полета с целью избежать неприятельских атак как с земли, так и в воздухе. Предельная грузоподъемность для налетов на Англию — 2500 кг бомб».

После войны (1922-1923) L.49 стал основой при производстве первого дирижабля США - USS Shenandoah (ZR-1).

 Назад

 

 

X