Zeppelin LZ-104 - L-59

(Германия)

Zeppelin LZ- 104 - L-59 - дирижабль жёсткого типа. Был создан для ведения применения в Восточной Африке. Первый полёт совершил 30 октября 1917 г. На флоте получил обозначение L-59.

В Восточной Африке Германия пыталась удержать свои колонии. Войска генерала фон Летова-Форбекс (Paul von Lettow-Vorbeck) были окружены. Было предложено оказывать помощь африканским частям по воздуху. Для этого требовались дирижабли с большой грузоподъёмностью, способные оставаться в воздухе около 100 часов.

Для африканской миссии был построен Zeppelin LZ-102 (L-57). Свой первый полёт L-57 совершил 26 сентября 1917 г. L-57 не принял участия в боевых действиях - он был разрушен в урагане 7 октября 1917 г. После L57 был построен L-59.  

На верхних оружейных площадках L-59 стояло 4 крупнокалиберных пулемета, и 6 пулеметов в гондолах. На L-59 была установлена мощная радиостанция - во время полёта дирижабль получил сообщение на расстоянии 4500 км от передающей станции.

3 ноября 1917 года L-59 перелетел на базу дирижаблей в Ямбол (Jambol) в Болгарии. Так как в Африке не было водорода, L-59 нельзя было заправить для обратного полёта, дирижабль должен был остаться в Африке. Дирижабль предполагалось разобрать, и его материалы использовать для военных нужд. Например, ткань оболочки должна была быть использована для тентов и палаток, муслиновая ткань - для повязок, и т.д.

Командир корабля - Hedwig Bockholt. Миссия получила кодовое название "Китайский снег".

L-59 дважды вылетал в Африку, но из-за плохих погодных условий возвращался. 21 ноября 1917 г. L-59 в 8:34 утра вылетел в Африку. 22 ноября в 5:15 утра дирижабль пересёк побережье Ливии. 

На борт L-59 было загружено:

— артснарядов, ручных гранат, винтовочных патронов 7400 кг ;

— пулеметов и другого вооружения, а также полевых раций 3260 кг ;

— разного имущества, обмундирования 200 кг ;

— оптических приборов и прицелов 50 кг ;

— медикаментов и перевязочных средств 2970 кг ;

— почты 53 кг ;

— книг 53 кг .

Впервые дирижабль летел над Африкой. Резкие перепады температур вынуждали расходовать балласт. Суточные колебания температур достигали 40 градусов.

23 ноября 1917 г. в районе Хартума (Судан) L-59 получил радио сообщение, и повернул в обратный путь.  Разведка Великобритании, узнав об экспедиции L-59, подбросила германскому командованию дезинформацию о капитуляции Леттова-Форбекс. Разведка Германии посоветовала флоту вернуть дирижабль.

25 ноября 1917 г. L-59  вернулся на базу Ямбол. За 95 часов и 5 минут полета дирижабль пролетел 6757 км.  Из взятых в полет 21 600 кг топлива было израсходовано 11 400 кг , а оставшихся 10 200 кг теоретически хватило бы еще на 64 летных часа. Балласта оказалось недостаточно, поэтому экипаж выбросил в полёте часть перевозимого груза. 

После этого перелёта L-59 участвовал в разведывательных миссиях над Средиземном морем, участвовал в операциях против Греции и Италии. В ночь с 11-12 марта 1918 года L-59 совершил налёт на Неаполь. В Неаполе погибло 16 человек. За время войны L-59 сбросил 6400 кг. бомб.  

7 апреля 1918 года L-59 вылетел на бомбардировку Мальты, но до цели  не добрался. Дирижабль взорвался над Отранским проливом и упал в Средиземном море. Существует несколько версий гибели L-59. По одной версии дирижабль был сбит германской подводной лодкой. По официальной версии  погиб от невыясненных причин, вероятно от  попадания молнии. Погиб 21 член экипажа.  

тип: жёсткий 5 двигателей Maybach мощностью по 240 л.с.
Объем: 68 500 куб. м Практический потолок: 6600 м.
Длина: 226,5 м. Максимальная скорость: 103 км/ч
Максимальный диаметр: 23,9 м. Продолжительность полёта 110 часов
  Полезная грузоподъёмность: 46 000 кг.

Назад

X