Zeppelin LZ-13 "Hansa"

(Германия)

Zeppelin LZ-13 "Hansa" первый полёт совершил 30 июля 1912 года. Эксплуатировался компанией DELAG, Deutsche Luftschiffahrts-Aktiengesellschaft (Германская Дирижабельная Транспортная Корпорация). 

DELAG был создан во Франкфурте 16 ноября 1909 года. Стартовый капитал компании составил 3 млн. марок. Из них 2,6 млн. марок внесли города Франкфурт и Дюссельдорф, а 400 тыс. марок Zeppelin Corporation. Вместо денежного взноса  Zeppelin внёс в капитал компании дирижабли.

DELAG в своей деятельности использовал дирижабли производства Zeppelin Corporation. Первым генеральным директором транспортной компании стал Альфред Кольсман (Alfred Colsman). Также в руководстве компанией принимал участие Хуго Эккенер (Hugo Eckener, 1868-1954). После войны Экер возглавил компанию Luftschiffbau Zeppelin, руководил строительством дирижаблей "Граф Цеппелин" и  "Гинденбург". 

Первые пассажирские перевозки начались в 1910 г. Дирижабль LZ-7 ("Deutschland") перевозил пассажиров по маршруту Франкфурт - Баден-Баден - Дюссельдорф. 

К июлю 1914 г. ДЕЛАГ перевёз 34 028 пассажиров в 1588 коммерческих рейсах. Дирижабли пролетели 172 535 км. за 3176 часов.  В это время самолёты не могли перевозить даже нескольких человек.

Zeppelin LZ-13 "Hansa" начал первым осуществлять международные пассажирские перевозки - в Данию и Швецию. 

Перед Первой мировой войной ДЕЛАГ эксплуатировала дирижабли:

LZ 6
LZ 7 Deutschland
LZ 8 Deutschland (заменил разбившийся LZ 7)
LZ 10 Schwaben
LZ 11 Viktoria Luise
LZ 13 Hansa
LZ 17 Sachsen

7 октября 1913 года  взорвался и погиб со всем экипажем единственный боевой дирижабль германского военного флота L-2.  Причиной аварии стала утечка топлива из бака и возгорание бензина. Следующий дирижабль L-3 (заводское обозначение LZ17) для Дивизиона воздушных кораблей должен был быть построен только в мае 1914 г. Чтобы продолжить обучение экипажей дирижаблей, командир Дивизиона воздушных кораблей Штрассер взял в аренду у ДЕЛАГ дирижабль LZ 13 Hansa. 

После начала Первой мировой LZ-11, LZ-13, и LZ-17 были переданы армии Германии. 

Всего Zeppelin LZ-13 "Hansa" совершил 399 полётов. Он пролетел 44 437 км. Списан в 1916 году. 

После войны ДЕЛАГ продолжил пассажирские перевозки, эксплуатируя дирижабли Цеппелина:

LZ 120 Bodensee
LZ 121 Nordstern (North Star)
LZ 127 Graf Zeppelin
LZ 129 Hindenburg

Всего за время своего существования ДЕЛАГ перевезла 37 250 и совершила 1600 полетов.

На фотографии - "Ганса" входит в Потсдам. На фотографии видна коробка рулей в хвостовой части. Наклонные стабилизаторы треугольной формы на продольных балках каркаса. Три гондолы. Передняя (командирская) и задняя подвешивались, а средняя (пассажирская) была составной частью килевой фермы. Двигатели находились в носовой и кормовой гондолах. Продольная килевая ферма служила коридором для прохода между гондолами. В проходе размещались грузы и оборудование.   

Назад

X