Капитан лейтенант Генрих Мати (Heinrich Mathy)

(Германия)

Генрих Мати родился 4 апреля 1883 г. в Мангейме. С детства мечтал стать военным моряком. Учился в морской Академии. Впервые поднялся в воздух на мягком дирижабле ещё до начала Первой мировой. 

С начала 1915 г. учился управлять дирижаблями. 8 сентября 1915 г. принял командование дирижаблем L-13. Был одним из лучших командиров Дивизиона воздушных кораблей. Внёс множество предложений по применению дирижаблей в боевых условиях.

В ночь с 8 на 9 сентября 1915 г. совершил налёт на Лондон во время которого применил новое оружие - 300 кг. фугасную бомбу. В эту ночь Лондоне было убито 22 и ранено 87 человек. Ущерб, нанесённый городу, составил более 500 000 фунтов (по другим сведениям 1,5 млн. фунтов). Это был один из самых удачных налётов на Лондон дирижаблей  Дивизиона воздушных кораблей.

Летом 1916 г. Генрих Мати получил в командование Zeppelin L-31. Zeppelin L-31 за 6 атак на Англию сбросил 19 411 кг. бомб. Zeppelin LZ-72 - L-31 первый полёт совершил 12 июля 1916 г.

В ночь с 3 на 4 августа 1916 года налет на Англию выполнили L-11, L-13, L-16, L-17, L-20, L-21 и L-31. Они бомбили юго-западные графства Норфолк, Саффолк, Эссекс и Лондон. 

В ночь с 9 на 10 августа 1916 г. состоялся рейд раз на центральные и северные районы Англии, в котором участвовали L-11, L-13, L-14, L-16, L-21, L-22, L-24, L-30 и L-31. На земле погибло 10 и были ранены 16 человек. 

Zeppelin L-31 также принимал участие в различных операциях морского флота.  

В ночь с 24 на 25 августа 1916 г. в рейде на Англию участвовали L-17, L-21, L-22, L-24, L-30, L-31, L-32. Из-за плохой погоды многие дирижабли вернулись на базы. Мати смог пройти через ПВО и сбросить бомбы на Гринвич и Плюмстэд. 

В ночь с 22 на 23 сентября 1916 г. на бомбардировку Лондона вылетели 11 флотских дирижаблей. Мати сбросил на Лондон несколько бомб.

В ночь с 25 на 26 сентября 1916 г. L-14, L-16, L-21, L-22 и L-31 атаковали Ланкшир и Линкольншир. На дирижабле Мати отказали бомбосбрасыватели. Механик устранил неисправность на обратном пути. Мати сбросил бомбы в море на небольшие военные корабли. 

Цеппелиновый дуб

В ночь с 1 на 2 октября 1916 года на Лондон вылетели L-14, L-16, L-17, L-21, L-24, L-31 и L-34.  Из-за плохих метео условий ни один из дирижаблей не достиг цели. Только Мати смог долететь до Лондона. На подступах к Лондону Zeppelin L-31 был захвачен огнями прожекторных установок. Мати, меняя направление движения, пытался уйти от лучей прожекторов, но дирижабль получил повреждения и сбросил скорость. 

В 23:45 второй лейтенант Wulstan J. Tempest, патрулировавший на самолёте ВЕ2С, увидел на севере от Лондона в лучах прожекторов Цеппелин. Темпест летел выше L-31 - на высоте 14 500 футов. Темпест сверху выпустил из пулемёта очередь по Цеппелину. Но ничего не произошло. Вторую очередь Темпест выпустил, зайдя дирижаблю в хвост. Дирижабль вспыхнул и начал медленно падать вниз. 

Мати погиб в возрасте 32 лет. Он совершил 14 рейдов на Англию в ходе которых сбросил 34 000 бомб.

L-31 упал на поле в Поттерс Бар (Potters Bar) на севере от Лондона. Тело Мати нашли на некотором удалении от обломков дирижабля.

Мати и экипаж L-31 похоронили на кладбище местной церкви. Они стали вторым экипажем германского дирижабля, похороненным в этой церкви. Первым был экипаж SL-11, который был сбит вблизи от Potters Bar. Жена Генриха Мати дважды посещала могилу своего мужа: в 1926 году и второй раз через 50 лет. В 60-х годах могилы экипажа перенесли на кладбище Cannock Chase в Стаффордшире, где было создано кладбище немцев, погибших в двух мировых войнах.

Темпест уволился из армии в 1921 г. и умер в 1966 г. Его именем назвали улицу в Поттерс Бар. Цеппелиновый дуб, на который упали обломки L-31 спилили в 30-х годах, когда Поттерс Бар начал расширяться и застраиваться.

С 1931 года могилу Генриха Мати начал посещать посол Германии барон фон Нидда. Посещение могилы стало регулярным и получило название "День героев". Вначале церемония предназначалась для восстановления дружеских связей между Германией и Великобританией. После укрепления власти Гитлера, с 1935 года церемония в "День героев" приобрела нацистский характер. Последний "День героев" состоялся в 1939 г. - началась Вторая мировая война. 

Тип: жесткий Шесть двигателей Maybach мощностью по 177 кВт.
Объём: 55 200куб. м. Полезная нагрузка 28 650 кг.
Длина: 196 м. Максимальная скорость: 103,3 км/ч. 
Максимальный диаметр: 23,9 м.  Практический потолок: 7400 м.
Вооружение: 10 пулемётов  

Назад

X