No9

(Великобритания)

HMA No9 (His Majesty's Airship  No9) - первый британский дирижабль жёсткого  типа.

Решение о строительстве дирижабля жёсктого типа было принято совместно Адмиралтейством и Правительством Великобритании. 19 июня 1912 г. состоялось заседание Адмиралтейства на котором было принято решение возбновить программу строительства жестких дирижаблей, и расширить программу строительства дирижаблей мягкого типа. 

Компания Vickers возобновила деятельность своего подразделения по производству дирижаблей в апреле 1913 г. Была вновь собрана команда дирижаблестроителей, включая конструкторов H. B. Pratt и Barnes Wallis. Работы над No9 начались в апреле 1913 г. Первый заказ на No9 был размещён 10 июня 1913 г., а в марте 1914 г. состоялось официальное подписание контракта. Строительство задержалось из-за того,  что старый ангар Vickers был слишком мал, и необходимо было строительство нового ангара.

Новый ангар имел внутренние размеры 450 футов (137 метров) в длину, 150 футов (45,7 м.) в высоту и 98 футов (29,8 м.) в высоту. Бетонный пол толщиной 6 дюймов (15,2 см.), рельсовый кран. Специальная система пожаротушения. Рядом с ангаром был построен завод по производству водорода, на котором работало 100 человек.

Строительство  No9 продолжалось в первые месяцы войны, хотя Великобритания испытывала дефицит материалов и рабочих рук. 12 марта 1915 г. первый лорд Адмиралтейства Винстон Черчиль остановил действие контракта. Все думали, что война завершиться в 1915 г.,  дирижабль будет построен уже после окончания войны, когда в нём не будет надобности, и на это будут потрачены большие ресурсы. В июне 1915 г. было принято решение возобновить строительство No9. 

Окончательная сборка No9 началась осенью 1915 г., но корабль не был построен до 28 июня 1916 г. Часть деталей поставлялась из Ирландии, где действовали повстанцы. 

16 ноября 1916 г. No9 был выведен из ангара, а 17 ноября 1916 г. совершил свой первый полёт первый британский дирижабль жёсктого типа.

Четыре двигателя были установлены в двух водонепроницаемых гондолах. Они вращали поворотные винты (так сказать, первое применение изменяемого вектора тяги), что позволяло увеличить подъёмную силу. Дирижабль оказался слишком тяжелым, и его грузоподъёмность оказалась ниже заказанной 3,1 тонны. После этого два двигателя в задней гондоле заменили двигателем снятым с Zeppelin L-33, который был сбит 24 сентября 1916 г. над Великобританией. Замена двигателей позволила увеличить грузоподъёмность до 3,8 тонн. 

HMA No9 остался экспериментальным кораблём, как первые Цеппелины в Германии.В 1916 г. HMA No9 уже не мог конкурировать с Цеппелинами - слишком большим было отставание. No9 использовался для отработки различных технологий, включая приземление к причальной мачте. 

С октября 1917 г. по июнь 1918 HMA No9 базировался на авиабазе в Норфолке. Затем ангар потребовался для строительства новых дирижаблей и No9 разобрали.

За срок своей эксплуатации HMA No9 налетал 198 часов и 16 минут. 

Тип: жесткий четыре двигателя  Wolseley мощностью по 180 л.с.
Объём: 24 000 куб. м. Грузоподъёмность:3,8 тонн.
Длина: 160 м. Максимальная скорость: 68,8 км/ч.
Максимальный диаметр: 16,1 м.  

Назад

X