R23

(Великобритания)

Известен также под названиями No. 23 r и His Majesty's Airship 23 (HMA 23). Создан с учётом опыта, полученного при строительстве предшественника HMA No. 9

Первый представитель "23 класса" жёстких британских дирижаблей. В боевых действиях участия не принимал. Активно использовался для обучения экипажей и отработки технологий для новых дирижаблей.

В Великобритании успешно применялись дирижабли мягкого типа, однако Адмиралтейство в июне 1915 г. разместило компании Vickers Company контракт на дирижабль жесткого типа. Также контракты получили компании  Beardmore, Armstrong Whitworth и Shorts Brothers. 

H.M.A 23 - Vickers 
H.M.A 24 - Beardmore 
H.M.A 25 - Armstrong Whitworth 
H.M.A. R26 - Vickers

К октябрю 1915 г. все детали были согласованы, и дирижабли заказаны. К декабрю Адмиралтейство захотело увеличить размер дирижаблей. Все вышеперечисленные дирижабли стали называться 23 класс, они представляли из себя увеличенную версию No. 9. На верхней части дирижаблей появилась открытая платформа на которую можно было установить двух-фунтовую пушку (вес снаряда 2 фунта),  или два пулемёта Lewis. Площадка ограждалась тросами на высоте 18 дюймов. 

Три дополнительных пулемёта Lewis могли размещаться в центральном коридоре, расположенном во внешнем киле, или в гондолах. 

В отличие от предшественника, увеличилась бомбовая нагрузка. 

В гондолах длиной 45 футов (13,7 м.) размещались помещения для экипажа, радио рубка и бомбовые отсеки. Переход из центрального коридора в гондолы осуществлялся по открытой лестнице. В гондолах хранились средства спасения для случаев вынужденной посадки на воду.

 

Во время производства кораблей 23 класса возникали разные препятствия. На помощь приходила компания Vickers. Vickers поставлял части дирижаблей другим производителям 23 класса. 

В апреле 1916 г. правительство Великобритании приняло решение построить 10 дирижаблей 23 класса. Но с развитием германских технологий требования изменились. 

Первым был построен HMA 23. Его строительство завершилось 26 августа 1917 г. У Vickers появилось место для строительства R26. 

R23 совершил свой первый полёт 19 сентября 1917 г. Во время испытаний грузоподъёмность составила всего 5,7 тонн. Машинерия корабля оказалась на 2 тонны тяжелее, чем ожидалось. Через пять недель был готов HMA 25. Он показал такие же результаты по грузоподъёмности. 18 октября испытания HMA 24 показали, что корабль на 0,7 тонны тяжелее своих аналогов. Его грузоподъёмность оказалась ещё ниже - 5,1 тонны. 

Адмиралтейство приказало внести необходимые изменения в R26, который находился ещё на стапелях завода. С готовых трёх дирижаблей сняли всё, что показалось лишним, оборудование заменили на более лёгкое. Отказались даже от складных столиков в центральном коридоре и от пушки на верней площадке. Заднюю гондолу заменили на меньшую размером. Двух лопастной винт напрямую соединялся с двигателем. Двигатели размещались по одному в передней и задней гондолах, и два двигателя в средней гондоле.

Для снижения веса использовали детали со сбитого германского Zeppelin L-33. Боковую мотогондолы L-33 установили на место задней гондолы R23.

В задней гондоле не хватало места, поэтому часть контрольного оборудования разместили в центральном коридоре.

В октябре 1917 г. R23 был принят в состав военного флота Великобритании.

За время своей эксплуатации R23 пролетел 13481 км. Время полётов составило 321 час 30 минут. Командир корабля капитан I. C. Little. В мае 1918 г. R23 установил рекорд Великобритании по продолжительности полёта - 40 часов, 8 минут.  

В январе 1918 г. в Пулхеме прошли испытания 2-х фунтовой пушки, установленной на верхней площадке. Было произведено 6 выстрелов по наземным целям. Снаряды, вместо того, чтобы разорваться на земле, срекошетили. 

В ноябре 1918 г. дирижабль наблюдал за германскими подводными лодками.

В конце 1918 г. R23 участвовал в других испытаниях. К дирижаблю подвешивался истребитель Sopwith Camel. Во время испытаний самолёт отстыковался от троса, и успешно спланировал на аэродром. 

R23 был списан в сентябре 1919 г.

Тип: жесткий Четыре двигателя Rolls Royce мощностью по 250 л.с. (186,4 кВт.)
Объём: 26 600 куб. м. Грузоподъёмность: 6,5 тонн (5897 кг).
Длина: 163 м. Максимальная скорость: 83,2 км/ч.
Максимальный диаметр: 16,1 м.  

Назад

X