Авианалёты на Англию

Первый рейд Цеппелинов на Англию состоялся 19 января 1915 г. В налёте участвовали L-3, L-4 и L-6. L-6 был вынужден вернуться на базу Норхольт из-за поломки двигателя. В 15 часов 30 минут Цеппелины достигли пригородов Ярмута, где располагались военные заводы. Но из-за облачности бомбы были сброшены практически вслепую. 15 фугасных бомб весом по 50 кг. и 18 зажигательных бомб упали практически на центр города. Погибло 4 человека, 16 ранены. Разрушены небольшие здания. Страховые компании оценили ущерб в 100 000 фунтов. 

21 января 1915 года газета «Кельнише цайтунг» писала: «...наши Цеппелины вознесли огненную десницу возмездия над Британией. Надменная Англия трепещет, с ужасом ожидая новых неотразимых ударов. Самое совершенное оружие, созданное гением немецких инженеров, — дирижабль — способно поражать нашего врага в самое сердце! Око за око, кровь за кровь — только так будем обращаться с неприятелем. Это самый быстрый способ победно завершить войну, а значит, и самый гуманный. Сегодня Германия поздравляет графа Цеппелина, увидевшего триумф своего детища, и благодарит его за то, что своим талантом и верой он подарил нашей стране чудо-оружие, подобного которому нет и не будет у англичан».

 12 февраля 1915 г. кайзер Вильгельм III выразил надежду, что "воздушная война против Англии начнётся с величайшей энергией". 

В мае 1915 г. Высшее командование Германии приняло стратегическое решение начать воздушные бомбардировки Англии.

Zeppelin L 13 (LZ 45),  L 12 и  L 10 (LZ 40) во время рейда.

Первый налёт Цеппелинов на Лондон состоялся 31 мая 1915 г. Рейд был результатом навигационной ошибки. LZ-38 убил и ранил 42 человека. Такого оскорбления Уинстон Черчилль стерпеть не мог, и ровно через неделю LZ-38 был уничтожен английской летающей лодкой прямо на своей базе около Брюсселя.

В июле 1915 г. Кайзер Вильгельм III распорядился организовать налёты на Великобританию, но не бомбить здания, принадлежащие королевской семье. 

Первые дирижабли летали на высоте 10 000 футов (около 3000 м.), но у Великобритании в начале не было никаких средств противовоздушной обороны. Первый Цеппелин L-8 был сбит зенитным огнём 5 марта 1915 г.  в районе Ньюпорта. 7 июня 1915 состоялся первый воздушный бой самолёта и дирижабля. Стрелок LZ-37 оказался не опытным, и расстрелял весь свой боезапас с большого расстояния, не нанеся ущерба британскому самолёту. Лейтенант Реджинальд Уорнерфорд сбросил сверху на беззащитный дирижабль 6 бомб. Обломки дирижабля упали на женский монастырь в пригороде Гента. Погибло три монашки. Из экипажа выжил один человек - падая, он пробил крышу монастыря, и упал в кровать, в которой спала монахиня. 

Кроме Цеппелинов в налётах участвовали дирижабли Schutte-Lanz  с деревянным корпусом.

Рейды совершались в благоприятную погоду, и безлунные ночи. Дирижабли ориентировались по Темзе, что позволяло добраться до центра Лондона даже в тёмную ночь. Рейды продолжались около суток. 

Домовладельцы и бизнесы в городах были обязаны использовать светомаскировку в окнах и дверях. Для разработки эффективных методов борьбы с ночными бомбардировками при Адмиралтействе Великобритании была создана специальная комиссия во главе с Уинстоном Черчиллем, первым лордом Адмиралтейства (морским министром).

Наиболее серьёзный урон центру Лондона нанёс L-13 8 сентября 1916 г. 

Через неделю после налета L-13 на Лондон британское Адмиралтейство выпустило секретный меморандум о реальном положении дел с защитой Англии от рейдов Цеппелинов. Документ попал в распоряжение германской разведки. Меморандум содержал следующие пункты:

— одиночный рейдер за 12 минут нанес столице Британской империи ущерб, сопоставимый с потерями в крупной военной операции;

— нападение было абсолютно внезапным, силы противовоздушной обороны не подозревали о присутствии L-13 до тех пор, пока первые бомбы не начали рваться на улицах города;

— расчеты прожекторных установок производили поиск дирижабля совершенно хаотично и не могли удерживать его в луче дольше нескольких секунд;

— наводчики зенитных орудий не смогли определить высоту полета L-13 и его курс, несмотря на то что цель находилась в зоне эффективного огня около 15 минут;

— истребители-перехватчики так и не были подняты по тревоге; причины: во-первых, самолеты не были оборудованы для ночных полетов, во-вторых, время набора необходимой для атаки цеппелина высоты было слишком велико, чтобы догнать и атаковать его;

— в случае нападения на город нескольких дирижаблей, количество жертв и разрушений возрастет в несколько раз, а вероятность их перехвата заметно снизится из-за того, что силам ПВО придется бороться с несколькими целями одновременно.

За весь 1915 год 37 германских дирижаблей произвели 20 налетов на Британию и Лондон, при этом было сброшено 37 тонн бомб. Погибло 208 человек, около 430 раненых.

31 января 1916 г. 9 Цеппелинов совершили попытку налёта на Ливерпуль, который считался до этого времени не доступным для германской авиации. Но из-за ошибок в навигации бомбы были сброшены на маленькие города.

3 сентября 1916 г. рекордное число дирижаблей достигло берегов Англии - 14. 

3 октября 1916 г. 5 Цеппелинов сбросили на Лондон 189 бомб, 71 человек погиб. 

В конце 1916 года для защиты Британских островов были созданы 12 эскадрилий, в составе которых находились 110 самолетов и 2200 солдат и офицеров. В зенитной артиллерии и прожекторных частях насчитывалось еще 12 000 военнослужащих. Был наведен порядок со службой оповещения и наблюдения, которую подчинили полицейскому управлению. Лондон был окружен двойным кольцом постов наблюдения, которых насчитывалось около 200. Было организовано 7 районов ПВО. Увеличилась мощность прожекторных установок - до 4000 метров.

В ответ на усиление британской ПВО Германия вводила в строй новые типы дирижаблей - большего размера, большей грузоподъёмности, с большим практическим потолком полёта. 

В апреле 1917 г. капитаны Цеппелинов, получившие опыт навигации смогли продвинутся севернее Лондона - до Эдинбурга и Шотландии. 

Рейды Цеппелинов были очень дорогими и малоэффективными, поэтому количество налётов стало сокращаться. В 1917 г. состоялось 7 рейдов Цеппелинов в Англию, а в 1918 г. всего 4. Начал применятся тип R Цеппелинов (третий тип), способных летать на высоте 20 000 футов. Теоретически R Тип мог долететь до Нью-Йорка.

Лондон после налёта

Последний налёт Цеппелинов на Великобританию состоялся 5 августа 1918 г. В нём участвовали 5 Цеппелинов R типа. Флагман был расстрелян над Северным морем британским самолётом DH4. Командир корабля Peter Strasser и 23 члена экипажа погибли. Остальные Цеппелины сбросили бомбы в море, и ушли домой.

Всего в налётах на Великобританию с 1915 по 1918 г. участвовало около 50 дирижаблей. Состоялось 12 рейдов на Лондон, и 40 на остальные части Великобритании.  

Налёты самолётов на Лондон начались 28 ноября 1916 г. Германский самолёт Gotha сбросил на Лондон 6 бомб. После успешной первой бомбардировки германская армия сформировала специальную эскадрилью, предназначенную для бомбардировки Лондона. Официальное название эскадрильи HQ Kagoul 3. Эскадрилья состояла из бомбардировщиков Gotha и Zeppelin Staaken

25 мая 1917 г. был предпринят массированный налёт на южную часть Англии. В налёте принимало участие 23 самолёта Gotha. 2 самолёта из-за неполадок вернулись на базу. Остальные нанесли ущерб больший, чем любой из налётов Цеппелинов. Погибло 95 человек, 192 были ранены.

Всего Gotha совершили 27 рейдов на Лондон с 1917 по 1918 гг. С сентября 1917 г. рейды начали проводится по ночам. Всего было потеряно 43 Gotha, из них 24 от действий британской противовоздушной обороны. 

17 сентября 1917 к налётам присоединился Zeppelin Staaken. Zeppelin Staaken совершили 52 рейда. Они сбросили 2722 бомбы общим весом 200 тонн. Первая германская бомба массой 1000 кг. была сброшена 16 февраля 1918 г. на Королевский Госпиталь Челси. 

Всего два Zeppelin Staaken были потеряны во время рейдов.

  Раненных Убитых
Дирижабли 1914 556
Бомбардировщики 2908 857
ВСЕГО: 4822 1413

Таблица: Потери Великобритании от воздушных налётов.

Потери Великобритании от воздушных налётов можно оценить как незначительные. Например, на строительство дирижаблей Германия затратила средств в 5 раз больше, чем стоимость ущерба, нанесённого авиа налётами Великобритании. Основной эффект был психологическим. Великобритания была вынуждена отвлечь с Западного фронта более 10 000 человек, самолёты, прожекторы, зенитную и другую технику.

Назад

X