Оппман, Евгений Максимилианович

(Россия)

Евгений Максимилианович родился в 1883 году в семье военного врача. Окончил гимназию в Пскове. В 1902 году поступил на службу в армию. После учёбы в военном училище направлен в сапёрную часть, участвовал в русско-японской войне.

В 1908 году окончил Учебный воздухоплавательный парк и направлен в Брест-Литовское крепостное воздухоплавательное отделение. С 1910 по 1916 год летал на  дирижаблях. На дирижабле „Клеман Баяр" был помощником командира, на дирижабле „Зодиак" - командиром. На "Зодиаке" бомбил крепость Перемышль. Принимал участие в полетах дирижабля  „Кондор" из Брест-Литовска во Львов.

В 1917 году, после Октябрьской революции избран командиром 6-го воздухоплавательного дивизиона. В 1918 году Оппман добровольно вступил в Красный военно-воздушный флот, получил назначение помощника начальника воздушного флота МВО. Формировал в Москве, Моршанске, Калуге, Сызрани воздухоплавательные отряды.

В 1919 году болел сыпным тифом.  После болезни служил в гидроавиации - в Крыму и Одессе.

В 1921 году Оппман служил в частях 51-й Московской дивизии.

После демобилизации работал  в цинкографии журнала «Огонек». В 1924 г оду Оппман подыскивает место стоянки для строившегося на заводе „Каучук" дирижабля „Московский химик-резинщик", на общественных началах участвует в строительстве первых советских дирижаблей. В 1929 году Оппмана пригласили на должность командира-инструктора строящегося дирижабля «Комсомольская правда». В 1930 году Евгений Максимилианович становится командиром дирижабля «Комсомольская правда», и заканчивает работу в цинкографии.

В 1932 году в городе Долгопрудный создана специализированная организация по строительству и эксплуатации дирижаблей "Дирижаблестрой". В 1932 году Оппан был назначен командиром дирижабля "СССР В-2 (Смольный)". На "Смольном" Оппман совершил 10 перелетов по маршруту Ленинград - Москва и обратно, 5 полетов над  Балтийским морем, круговой перелет Ленинград - Москва - Казань - Ленинград.

Евгений Максимилианович был испытателем практически всех советских дирижаблей дирижаблей, построенных до 1938 года. В "Дирижаблестрое" обучал пилотов дирижаблей.

В 1933 году Оппман работал в качестве члена научно-технического совета Дирижаблестроя. В 1934 году принимал участие в экспедиции по спасению челюскинцев. В 1935 году был назначен командиром моторизованного аэростата. В 1937 году Евгений Максимилианович вновь начинает летать на дирижаблях. Он назначен командиром дирижаблем „СССР В-1". Всего Оппман налетал на дирижаблях более 1000 часов.

В воскресенье 6 августа 1938 года из Ленинграда в Долгопрудный прилетел дирижабль "СССР В-8". Ему требовалось техническое обслуживание в эллинге. Чтобы освободить место в эллинге, дирижабль "СССР В-10" отправили в испытательно-тренировочный полёт. Был жаркий день; водород нагрелся на солнце, и увеличился в объёме. Стравливать водород должны были выпускные клапаны, но на земле с них не сняли заглушки. На высоте 1200 метров оболочка дирижабля лопнула, и корабль начал терять высоту. Командир корабля Е. М. Оппман остановил двигатели, приказал сбросить балласт. М. В. Василевский (помощник командира) и И. И. Жеглов (старший бортмеханик) выпрыгнули с парашютами, но они не раскрылись – не хватило высоты.

"СССР В-10" упал в районе Бескудниково. Весь экипаж погиб. Похоронены 9 августа 1938 года на Новодевичьем кладбище.

Назад

X