Peter Strasser

(Германия)

Питер Штрассер (Peter Strasser) родился в Ганновере 1 апреля 1876 года. В возрасте 15 лет поступил на службу в Германский военный флот (Kaiserliche Marine). Служил на кораблях SMS Stein и SMS Moltke. Поступил на обучение в Морскую академию в Киле. Получил звание лейтенанта в 1895 г. 

С 1897 по 1902 служил на кораблях SMS Mars, SMS Blücher, SMS Panther, SMS Mecklenburg и SMS Westfalen. Был заметным специалистом морской артиллерии. В 1911 перевёлся из артиллерии  морскую авиацию,  дважды выигрывал стрельбы на приз кайзера Вильгельма.

В 1913 г. в штаба военно-морского флота получил назначение на службу в должности командира Дивизиона воздушных кораблей морского флота Германии (Marine-Luftschiff-Abteilung).  Интенсивно занимался образованием. Уже в октябре 1913 года был допущен к несению ходовых вахт на мостике Цеппелина. В то время Дивизион имел в своём распоряжении всего 1 дирижабль L-2. Активно лоббировал воздухоплавание в высшем командовании ВМФ. Смог убедить адмирала фон Тирпица в перспективности дирижаблей и их необходимости для флота. 

7 октября 1913 года  взорвался и погиб со всем экипажем единственный боевой дирижабль германского флота L-2.  Причиной аварии стала утечка топлива из бака и возгорание бензина.  Дивизион не расформировали лишь благодаря активному вмешательству Штрассера. 

Следующий дирижабль L-3 (заводское обозначение LZ17) для Дивизиона воздушных кораблей должен был быть построен только в мае 1914 г. Штрассер взял в аренду у компании ДЕЛАГ дирижабль LZ13 "Ганса", и активно использовал его для обучения экипажей.

К 1914 году вдоль западной границы Германии была построена система воздухоплавательных баз и аэродромов. Кроме этого имелись военные и  частные эллинги для дирижаблей жесткого типа в Меце, Дрездене, Алленштейне, Готе, Иоганнистале и Лейпциге. Строились эллинги близ Дюссельдорфа, Бонна, Дармштадта, Мангейма, Фридрихсхафена, Ганновера, Шнейдемюля и Ютербога. Некоторые из них имели собственные заводы по производству водорода. Началась постройка 7 поворотных эллингов для эксплуатации дирижаблей при больших скоростях ветра. 

После начала Первой мировой первый боевой вылет совершил армейский Цеппелин Z-VI. 6 августа он осуществил бомбардировку Льежа. Это был первый авианалёт войны. 

На 1 августа 1914 года Дивизион воздушных кораблей состоял из 273 человек и имел базу в Фульсбиттеле, у Гамбурга. После начала войны флот использует дирижабли для морской разведки, патрулирования Северного и Балтийского морей,  и для установки минных заграждений.  Штрассер пишет рапорты, в которых доказывает начальству, что дирижабли как нельзя лучше подходят для полётов в сложных метео условиях, для ночной бомбардировки удалённых объектов. Адмирал Тирпиц дал Штрассеру прозвище "Сумасшедший лейтенант". 

К началу 1915 г. численность личного состава Дивизиона выросла почти до 4000 человек. Экипажи набираются из добровольцев. Была создана школа для обучения экипажей дирижаблей. Школу возглавил Хьюго Экенер (Hugo Eckener, 1868-1954) - президент авиакомпании ДЕЛАГ. Штрассер и Экенер стали большими друзьями. Выпускники школы называли Штрассера "Господь Бог", а Экенера "Папа Римский". Опыт, приобретённый Экенером во время войны, оказал решающее влияние на послевоенное развитие дирижаблестроения. После войны Экер возглавил компанию Luftschiffbau Zeppelin, руководил строительством дирижаблей "Граф Цеппелин" и  "Гинденбург". 

Однако, не хватало дирижаблей. Штрассер убедил компанию Цеппелина произвести к середине 1915 г. 28 дирижаблей, способных долететь до Британских островов

 В 1915 году была построена база дирижаблей в венгерском городе Темишваре, оттуда летали корабли с курьерскими заданиями и с дипломатами в Софию.

В ночь с 19 на 20 января Цеппелины Дивизиона совершили первый авианалёт на Британские острова. В начале экипажам дирижаблей разрешалось бомбить только военные объекты. Но бомбы зачастую попадали на гражданские объекты. Но после того как авиация Франции и Великобритании начала бомбить германские города, Кайзер разрешил бомбить гражданские объекты. 

Штрассер лично участвует в рейдах дирижаблей. Всего за время войны Дивизион воздушных кораблей сбросил 307 315 кг. бомб на Британские острова, 58 000 кг. на Италию, Балтику и Средиземноморье. 44 000 кг. бомб - на Бельгию и Францию. 80 000 кг на Россию и Восточную Европу. 

За свои заслуги 28 ноября 1916 г. Штрассер получил звание Führer der Luftschiffe (FdL). 30 августа 1917 г. Штрассер был награждён орденом Pour le Mérite (За заслуги).

В ночь с 5 на 6 августа 1918 г. Штрассер принимал участие в очередном рейде на Британские острова. L-70 был обнаружен британской разведкой. Пилот Эгберт Кэдбери и стрелок Роберт Лики сбили L-70 у побережья Норфолка. Никто из экипажа дирижабля не выжил. Для увеличения бомбовой нагрузки экипажи дирижаблей не брали парашютов.

Назад

X